Елена Олеговна Казакова, Ольга Александровна Лучкина (ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН)
Не слава Богу: детское творчество как инструмент антирелигиозной пропаганды в Советском Союзе в 1920-1930-е гг.
В первые советские десятилетия детское творчество стало одним из жанров политической пропаганды, направленной как на ребенка, так и на взрослого. На страницах газеты «Ленинские искры», журнала «Юный безбожник», в специальных сборниках для школ публиковались самые разнообразные антирелигиозные материалы: песни, стихотворения, частушки, рассказы, пьесы, игры, рисунки, которые должны были продемонстрировать контрреволюционную сущность религии и вовлечь ребенка в антирелигиозное движение на уровне коллективных перформативных практик и творческой активности.
Частью этого комплексного антирелигиозного воспитания стали детские поделки, шаблоны и инструкции по созданию которых также публиковались в периодике. Так, например, детям предлагалось сделать игрушку-”дергунчика”, которая демонстрировали, что папа римский является буквально марионеткой буржуев-капиталистов; или собрать из заготовки “безбожные кегли”, в которых нужно было сбивать фигурки богов и священников. Важной особенностью поделок была возможность визуализировать антирелигиозную борьбу, вывести ее на материальный, прикладной уровень. Из словесной, устной сферы эта борьба переводилась в сферу вещественного. Кроме того, их прагматика предполагала именно публичную и коллективную демонстрацию (использование).
В докладе мы планируем рассмотреть антирелигиозное детское творчество, направленное на воспитание в ребенке-творце ребенка-агитатора. Мы проанализируем практики ручного труда, которые балансировали между творчеством и предписанием, превращали идею творческого самовыражения ребенка в идею социального заказа.
Если вы зарегистрировались на событие, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.